19:03 Открытое мероприятие (непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию) | |
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Обращение
к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе,
как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как
показал анализ практики, в воспитании
дошкольников знакомство с художественной литературой используется в
недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт;
во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного
чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только
несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится
неотъемлемой частью русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:
в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают
музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед
детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором,
живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает
интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные
чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против
несправедливости. Из
книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается
эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое
отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие
средства образной выразительности. Воспитательная
функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом –
силой воздействия художественного образа. Знакомясь
с художественной литературой, дети познают
такие нравственные понятия, как
добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость… С ней связываются
большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного
мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и
нравственных представлений. Отмечается и такая особенность художественного восприятия
ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. Вместе с героями сказки
дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство
облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Это
должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги,
которые занимаются воспитанием ребенка. Педагоги МБДОУ « ДСОВ № 36» не только
занимаются этим, но еще и щедро делятся педагогическим опытом с
учащимися ГОУ СПО Анжеро-Судженский
педагогический колледж. Так,
25 сентября на базе
дошкольного учреждения прошли
открытые мероприятия. Непосредственно образовательную
деятельность по познавательно-речевому развитию (ознакомление с художественной
литературой) представили педагоги:
младшей группы - Одинаева Д.Х. (заучивание стихотворения А Барто «
Лошадка»); старшей группы- Ягодина Н.Н.
(пересказ русской народной сказки «У
страха глаза велики») и
подготовительной группы Кабальнова Н.А.
(пересказ басни Л.Н.Толстого «Два
товарища»). Голубева Е.А. (учитель-логопед)
показала индивидуальную работу по обследованию речи детей. По отзывам преподавателя ГОУ СПО АСПК А.Б.
Коваценко, педагогам удалось не только качественно реализовать поставленные
задачи, но и показать учащимся
структуру НОД по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой, которая едина для всех возрастов;
особенности использования педагогических методов и приемов на разных возрастных
этапах… А главное, еще раз донести до будущих воспитателей, что художественная литература является
универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за
пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с
широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую
языковую среду. | |
|
Всего комментариев: 0 | |