Говоря о правах ребенка, следует принять во внимание несколько основных положений:
- права ребенка относятся к категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности;
- права ребенка не следует отождествлять с его элементарными потребностями.
В 1959 году ООН принял Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоит в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывает родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права, свободы и достоинства.
В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция — документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, она объединяет в себе высокие социально-моральные и правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослых и детей. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всего всегда в приоритетном порядке детям.
Основным Документом в нашей стране является федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124—ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года, с последующими дополнениями и изменениями. Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и Семейным кодексом РФ.
Защита прав ребенка в детском саду
Ребёнок — существо очень ранимое. Каждое событие, происходящее с ним, оставляет определённый след в его душе. Следует помнить о том, что дети равноправные партнёры. Они доверяют взрослым, любят их, отличаются чистотой своей души и непосредственностью.
Детский сад является защитником прав и интересов детей
Защита прав ребенка в детском саду заключается в том, что на него не должно быть оказано физическое или психологическое давление. Такое влияние приводит к задержке развития личности, индивидуальности. Ребёнок не должен подвергаться критике, угрозам и замечаниям, а также унижению чувства собственного достоинства со стороны персонала детского сада.
Каждый ребёнок имеет право на уважение, не должен быть обиженным, отвергнутым.
Работа воспитателей и специалистов детского сада направлена на создание комфортного пребывания каждого ребенка в детском учреждении, на укрепление его физического и психического здоровья, развитие творческих и интеллектуальных способностей, полноценное питание и успешное эмоциональное развитие. Наибольшее богатство наших детей - это их здоровье. Каждый воспитанник дошкольного учреждения имеет право на охрану здоровья и получение, в случае необходимости, медицинской помощи.
Сотрудники детского сада стремятся развивать у детей чувство индивидуальности, собственного достоинства. Воспитанников детского сада учат понимать и уважать друг друга, свободно общаться между собой, обучают этическим и морально-нравственным эталонам, принятым в обществе.
Педагогический коллектив с уважением относится к каждому ребенку, считается с его правами.
Придерживаясь гуманного подхода в воспитании детей, роль педагогического коллектива детского сада имеет огромное значение в защите прав ребёнка.
Защита прав каждого ребёнка должна проявляться в следующих случаях:
- не обеспечивается безопасность его здоровья и жизни;
- по отношению к ребёнку есть случаи насилия или унижения;
- нарушение неприкосновенности ребёнка;
- ребёнка изолируют и запугивают;
- ребёнку не дают возможности выразить свои мысли и чувства;
- личные вещи ребёнка являются неприкосновенными.
Эти перечисленные права ребёнка должны охраняться и не нарушаться в любом детском дошкольном учреждении, которое посещает маленький житель нашей страны.
Каждый ребёнок это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми.